Недавно проводила групповое занятие для коллег. Говорили о деньгах. Выяснилось, что одна из проблем для психолога: не понятно, какую стоимость своей услуги ставить.

Начинающие специалисты сомневаются: я не могу ставить дорого, потому что еще нет опыта работы.
Практики переживают: сейчас подниму стоимость услуги – и все клиенты уйдут.

072 20221114 sytinacom liudmila

За всем за этим считывается неуверенность в себе, в своих компетенциях, а так же… сомнение в платежеспособности клиентов.

Поделюсь своими наблюдениями и своим опытом.

Предлагаю начать со стоимости сессии/консультации.

По моим наблюдениям, очень опасно ставить низкую стоимость своей услуги. Потому что на бессознательном уровне и клиентом и терапевтом такая работа воспринимается как игра, как будто «понарошку». Получится – хорошо. Не получится – тоже ок. Психолог НЕ берет на себя ответственность за результат в этой «игре». Или начинает играть в спасателя. Тогда получается, что:

  • это происходит за счет клиента. Вы не ради клиента в этой работе, а ради своей собственной уверенности в себе или самоутверждения за счет клиента.
  • сам клиент тоже не берет ответственность. Он в это недостаточно вкладывается. Он тоже надеется на чудо. А если клиент не прикладывает усилий, то и результата не будет. НО! Виноват будет психолог.

У этой стратегии еще побочные эффекты:

  1. Не получился результат, значит психолог вместо уверенности в себе получит неуверенность. И это приведет к страху действовать дальше. К стратегии еще больше учиться, вместо того, чтобы набивать руку.
  2.  Клиент продолжает искать халяву. Потому что она есть. И начинает воспринимать все эти заходы в терапию несерьезно. Обесценивает. Хороший вариант для психики клиента делать все, чтобы ничего не делать, никак не менять свою структуру, на которой строится жизнь. И, понятно, что изменений и не будет. Зато стойко будет расти мнение, что психология не работает, а все психологи – разводят на деньги.

Коллеги, таким подходом мы портим в целом всю картину взаимоотношений психолог-клиент. Именно мы формируем мнение. И сегодня начинающий специалист хочет стать тем, кто будет работать в этом пространстве и дальше.

Что делать?  Мало – плохо. Много – плохо.

Как найти середину, ту точку, когда вам и клиенту хорошо?
Когда вы не чувствуете себя использованным и понимаете, что вложились в клиента?
Когда клиент получает реальную помощь, а не становится «тренажером» для специалиста.
Когда специалист не становится объектом для использования клиентом?

Важно точно знать стоимость своей услуги. Нельзя начинающему психологу ставить цену ниже средней по региону. Лучше, когда берете эти деньги и сомневаетесь еще в себе, получайте больше супервизии.

Практикующему специалисту, чтобы посмотреть на стоимость своей услуги нужно учесть несколько факторов. Это и компетенции, и опыт, и внутреннее самоощущение своей стоимости и умение посмотреть глазами клиента на стоимость своих услуг.

Я когда предлагаю практику на способность определить стоимость своей услуги, у специалистов часто переворачивается сознание. А четко определенная цена позволяет выйти на своего клиента и – удивительно, но факт – повышение стоимость влечет за собой спрос, а не потерю интереса к работе у клиента.

073 20221114 sytinacom liudmila

Диапозон цен на ваши сессии и консультации

Когда-то я работала по единой цене для всех клиентов. Ко мне в работу заходили те, кто еле-еле мог себе такую цену позволить. И были те, для кого стоимость сессии равнялась незначительной сумме, потому что за день на себя они тратили в разы больше, чем приносили, как оплату за терапию.

Я помню свою зависть к этой второй категории клиентов, злость, что так себе позволить не могу. Но при этом считала, что это моя стоимость, как я чувствую. И так правильно. Я отслеживала эти чувства, носила свои переживания на терапию и на супервизию. Боялась повысить стоимость. И каких-то решений по этому поводу для себя не находила.

Потом в мою профессиональную жизнь пришло понимание, что для разных клиентов должна быть своя стоимость терапии. Клиент должен быть заинтересован в работе. деньги часто дают мотивацию и в том числе помогают не слиться на волне сопротивления из терапии.

В мою жизнь четко вошло понимание, что у психолога должен быть диапазон цен.

Сегодня я точно знаю стоимость своей услуги ниже которой я не смогу работать. Если клиент хочет меньшую стоимость, то я перенаправляю его своим коллегам. Но я знаю и стоимость, выше которой я пока тоже не чувствую готовности работать. Я буду чувствовать себя в этом случае неуверенно. Стоимость моей услуги имеет свои границы, свой диапазон. И мои клиенты оплачивают мою работу по-разному в этом диапазоне.

А вы так делаете?

В курсе «Роль денег в работе психолога» я даю технику, как можно определить свой «пол» и «потолок» на сегодня. Это вопрос финансовой емкости специалиста. И со временем она меняется. Растет. Эта практика, если ее делать регулярно, может помочь подрастить свою финансовую емкость. И одновременно, эту практику, вы можете использовать, чтобы сверяться с собой и периодически расти в цене на свои услуги.

Курс, в котором вы можете поработать с собой и расставить по местам вопросы денег в своей работе я назвала «Роль денег в работе психолога». Там нет лозунгов: «иди и подними цену, ты достоин», потому что так не работает. Через работу со своим внутренним миром вы определяете свои правила и осознаете принципы работы денег в отношениях психолог-клиент.

Коллеги, которые прошли курс отмечают свои изменения: прошел страх говорить о деньгах с клиентами, пришло понимание как и когда повышать стоимость, есть четкое понимание стоимости своей работы.

Доступ к курсу открывается сразу после оплаты: https://kl.krugovyhl.ru/kd

Внутри пять лекций и в конце каждого занятия вам будет предложено практическое задание или психологическая практика, которая поможет проработать тему занятия и запустить процессы изменений.