Коучи любят вопрос «Зачем?». Говорят, что он не позволяет клиентам искать объяснения и оправдания, как это делает вопрос «почему?».
На мой взгляд психолога, работающего в психоаналитической парадигме, важны оба вопроса.
Недавно обсуждали тему этих двух вопросов, когда разбирали логику работы с клиентом в психотерапии со студентами. Люблю такие моменты, когда у коллег случаются открытия и появляется новое понимание процессов в работе с клиентом. Решила поделиться с вами этой темой, возможно это натолкнет вас на интересные мысли.
Зачем задавать клиенту вопрос «почему?» и искать на него ответы.
Ответ на ваш вопрос «почему» позволяет клиенту самому выявить причинно-следственные связи. Найти корень проблемы, понять где и когда произошло то, что сегодня толкает его на определенное поведение, приводит к определенным реакциям. Это не лежит на поверхности.
Например (утрировано):
– Почему вы вчера промолчали, когда начальник нарушил ваши границы?
– Потому что не смогла ни слова из себя выдавить.
– Почему вы не смоги «и слова выдавить»?
– Потому что было страшно.
– Почему вам было страшно?
– Потому что, мама со мной так себя вела. Она всегда продавливала меня и если я возражала, то наказывала. Я перестала ей возражать.
НО!
Само по себе понимание откуда «ноги растут» у того или иного поведения, восприятия себя и других ничего в жизни клиента не изменит. Чаще всего просто наступает облегчение. Уходит напряжение. Понимание вносит ясность. Но это только первый шаг.
Следующий шаг – поиск ответа на вопрос «зачем?».
Зачем в той или иной ситуации там и тогда человек выбрал для себя (чаще всего бессознательно) ту или иную реакцию. Как сформировалось поведение, убеждения и чему они (поведение и убеждения) служили.
Клиент, когда мы ищем ответы на этот вопрос, начинает осознавать, что это был его способ выжить, выстоять в тех условиях, в которых он был. Чаще всего это условия маленького ребенка в семейной системе. Может ли ребенок противостоять папе\маме и семейной системе в целом? Нет. Семейной системе даже взрослые не могут.
Поэтому в поисках ответа на вопрос зачем мы помогаем клиенту осознать и сам механизм адаптации и что этот механизм дал и продолжает давать.
Возвращаемся к нашему примеру:
– Как вам кажется, зачем вы выбрали такой способ взаимодействия с мамой? (тут вопрос Зачем? Как раз становится важней)
– Потому что меня не наказывали.
– Хорошо. Это ответ на вопрос «почему»? А зачем вы так поступали?
– Я защищала себя от дальнейшего наказания.
Очень наглядно, не правда ли? Чтобы меня не наказывали вроде как с мамой связано. А на вопрос «зачем?» ответ звучит «я защищала…» Это выбор, который был сделан. Часто неосознанно. Это то, как получилось подстроиться под маму. Не лезть на рожон, не вызывать огонь на себя и т.д.
Получается, что два вопроса помогли клиенту внутри себя осознать причину и свою реакцию, свой выбор. Не вы ему рассказали, он сам обнаружил. Такое глубинное понимание, помогает сделать большой шаг в терапии.
Дальше встают вопросы: а сейчас такой механизм важен? Как он влияет на жизнь? Что он дает? В чем он мешает?
Логично было бы дальше продолжить работу вопросом: «А как бы хотелось?».
Это действительно очень важный вопрос. Мы простраиваем благодаря этому мостик в будущее. Клиент должен для себя понять, осознать, как для него лучше.
Но! Тогда проскакиваем целый, важный этап. Я часто наблюдаю в работе коллег, что именно так и происходит.
Почему нельзя переходить сразу к этапу моделирования будущего?
Потому что клиенту важно сформулировать свои претензии, назвать свои чувства, осознать свои неудовлетворенные потребности, выплеснуть обиду и агрессию на события прошлого. Чаще всего – это родители. В случае работы, например, с абьюзом — это другой взрослый. Могут быть разные ситуации, где причина не из детства.
В этом месте часто кроется ошибка:
– Одни психологи вообще не ходят в этот этап.
– Другие коллеги строят всю работу на отреагировании чувств клиента в этом месте терапии. (Причем часто упуская первые важные вопросы и связь прошлого с настоящим. Помните, в прошлом посте в примере мы шли от ситуации сегодняшней в жизни клиента. И, собственно, клиент хочет ее решить.)
У меня есть гипотеза, почему так происходит.
Для первой категории коллег может быть сложно встречаться с сильными чувствами клиентов. Часто, потому что свое не проработано, нет такого опыта, нет навыка.
Для другой категории — есть иллюзия, что если все будет озвучено, то проблемы в жизни сами рассосутся. Вот тут есть риск застрять в чувствах, претензиях, в отреагировании. Кстати, это является темной стороной Внутреннего ребенка, на работе с которым часто в этот момент сосредотачивается терапия. Об этом как-нибудь в следующий раз.
На самом деле — это только этап. Этап проживания, отреагирования. Причем этап не начальной стадии терапии! Чтобы клиент прошел его успешно — нужно, чтобы в начале клиент окреп, был в ресурсном состоянии. Я подвожу клиента к этому этапу по спирали. Постепенно. Тогда на выходе результаты невероятны и, главное, очень устойчивы. И на этом этапе терапевту очень важно уметь управлять процессом, чтобы не свалиться в хождение (хочется написать по мукам) по кругу.
Проживая этот этап в терапии, следующий шаг — это мост в будущее с опорой на себя, которая к этому времени во многом уже выстроена у клиента в процессе терапии.
На занятии 7 потока «Школы практикующего психолога» обсуждали нюансы этого этапа пути работы с клиентом. А дальше будем осваивать конкретные инструменты каждого такого шага на пути изменений клиента.