Рассмотрим основные принципы работы психолога. К сожалению не все стандарты сейчас соблюдаются. А это очень важно как в формировании ваших отношений с клиентами, так и вашего профессионального статуса.

Почему я об этом пишу?

 Потому что мы все, каждый, кто называет себя психологом, формируем, в общем и целом, отношение к себе, как к специалистам.

Профессия психолога начинается не в момент, когда вы проводите первую сессию с клиентом. А с линии поведения, манеры разговора, внешнего вида и общей атмосферы. Задумайтесь о том, как вы одеты, какой посыл несете? Как устроен ваш кабинет? Как вашему клиенту будет в нем и с вами? На каком фоне вы проводите свои онлайн-консультации — это тоже важно.

Точно так же, как театр начинается с вешалки, наша работа начинается с невербальных посылов. Они считываются и влияют на ход терапии, на ваши отношения с клиентом. И, в конечном итоге и на вашу практику. И даже нервную систему. Потому что неуважение к себе ваш клиент рано или поздно вернет неуважением к вам. А это, обычно, стоит нервов. Помните, что на вашу репутацию может повлиять любая мелочь, ее так легко потерять и так сложно создать.

IMGR4274

Основные принципы практикующего психолога:

1. Не навреди!

Это самое важное.

Если не уверен в результате, нет понимания, зачем и почему – лучше не делать. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ущерба не было: ни здоровью, ни самочувствию.

Важно, чтобы после работы любой глубины клиент мог жить свою жизнь и не проваливался. Сюда же можно отнести еще и принцип профессиональной компетентности: используй только те методы и инструменты, которыми хорошо владеешь.

2. Не оценивай!

Ох, как трудно и даже невозможно обойтись без оценок! И в этом случае можно уточнить: не навешивай ярлыков. Клиент это умеет делать великолепно сам!

Отрицательные оценки и диагнозы пронизывают жизнь в наше стране. Это часто и является причиной состояния клиента. Психолог для клиента авторитетная фигура. И многие ваши слова не будут подвергаться цензуре. Часто клиент просто не умеет это делать в принципе. Критическое мышление отсутствует. Ваша задача, наоборот, помочь клиенту в формировании такого мышления.

3. Принцип непредвзятости.

Если клиент вам не нравится изначально, вызывает сильные чувства, перенаправьте этого человека к коллеге.

Да, вы можете задаваться вопросом, что это с вами и нести это в личную терапию. Но если вы не способны быть непредвзяты – работа не получится. Клиент будет обслуживать ваши сложности, а не решать свои задачи.

4. Принцип осведомленного согласия.

Клиент имеет право знать, что происходит в процессе терапии.

Важно извещать клиента об этических принципах профессиональной деятельности. Например, о принципе конфиденциальности процессов, о том, что сессия имеет свои границы, а время работы оплачивается в соответствии с договоренностями и т.д.

IMGR4252

5. Принимать человека таким, какой он есть.

Давайте порассуждаем. Это не о том, что если клиент пришел к вам и начал вас оскорблять и унижать, вы должны это принимать. Нет. И, понятно, что ваше право отказать в предоставлении услуги.

Этот принцип о том, что психолог безусловно принимает любые чувства клиента. Например, ваш клиент может испытывать на вас злость. И ваше принятие этой реакции будет целебно в рамках терапии. Может быть впервые в жизни клиент получит реакцию принятия своей злости. Это может стать очень сильным опытом.

6. Принцип конфиденциальности или профессиональная тайна.

Все, что вы узнаете от вашего клиента, не подлежит разглашению. Ни сознательному, ни случайному.

Если вы хотите использовать что-то, вы обязаны спросить разрешения. Ваш клиент имеет право отказать. Вы уважаете его решение. Без вариантов. Даже не называя имен без согласия использовать личный материал клиента нельзя.

7. Соблюдать меру взаимного откровения с клиентом.

У клиентов должно оставаться пространство на свои тайны (у каждого человека всегда должен оставаться хоть небольшой тайничок души, недоступный никому). Тут поможет дистанция. Ее важно научиться держать, формировать. И так же важно не вываливать на клиента свою жизнь.

Да, вы можете приводить примеры, вести диалог, искать истину. Но это не вы пришли к клиенту чтобы рассказывать о себе. Время оплачивает клиент и пришел он решать свои проблемы, а не ваши.

8. Ответственность должна быть разделенной.

У психолога она заключается в том, чтобы понимать, что происходит, анализировать, давать клиенту инструменты, которые помогут справиться с запросом.

Ответственность клиента – получать опыт, принимать решения, нести ответственность за свои поступки. Здесь очень большой риск у специалистов быть Спасателем. И чтобы не проваливаться в спасательство – нужна личная проработанность и осознанность.

психолог. скрытые опоры

9. Не выставляйте свои знания и свою позицию напоказ.

Клиент может перебивать, даже если вы еще не договорили, высказывать свое мнение, искать ответы и решения, ошибаться, но обретать свою истину. Даже если для вас она очевидна и вам кажется, что вы тратите время впустую. Это не так. Если клиент говорит «какую-то глупость» — это его право ошибаться искать, говорить о том, как он видит, что он чувствует, как ему кажется…

10. Принцип сотрудничества.

В любом запросе клиент имеет право знать, на что он может рассчитывать. Какие возможности современная наука психология несет применительно к его ситуации. Только после этого клиент делает выбор, консультироваться или нет, проходить терапию, или нет. Это его право.

Хочется сказать, что это далеко не все принципы, которые есть в работе профессионального психолога. Их больше. Они требуют обсуждения, некоторые  навыка соблюдения и отработки применения.

В 2018 году распахнула двери  «Школа практикующего психолога», в которой я делюсь своим практическим опытом ведения клиентов, наработки профессиональной позиции, других аспектах работы и роста в профессии.

Посмотреть программу обучения можно ЗДЕСЬ