Что это такое. Как она влияет на работу психолога.

2

Почему ее важно формировать. Внутренние и внешние факторы.

Что такое: профессиональная позиция?

Профессиональная позиция – это основа, рамка, границы нашей деятельности. И, коль скоро, в нашей профессии основной принцип «не навреди!» и мы работаем с психикой (= душой) человека, с его переживаниями, эмоциями, сложными ситуациями, то важно работать ювелирно точно. Как хирурги. Наш скальпель – слово. Наш закон – этика и профессионализм.

Что значит «рамка и граница»?

С одной стороны — это создание целостного, безопасного, исцеляющего пространства для клиента.

С другой — внутренняя опора, которая позволяет специалисту быть устойчивым, уверенным, непредвзятым, строить работу с клиентом глубоко и объемно.

Верю, что это не прозвучит для вас высокопарно. И предлагаю разобраться, что из чего складывается профессиональная позиция.

Давайте разбираться. Перечислю:

· Осознанные мотивы, почему именно эту профессию выбрали.

· Понимание этики, правил, законов своей профессиональной деятельности.

· Это личностные характеристики и ваша система ценностей.

· Это ваши личные ожидания от деятельности.

· Это оценка своих возможностей: эмоциональная устойчивость в частности.

· Это необходимость профессионального роста и развития на постоянно основе.

· Это необходимость личностного развития так же на постоянной основе.

· Это необходимость проходить постоянно свою личную терапию и работать с супервизором.

· Это ваши профессиональные интересы и приоритеты.

Получается достаточно масштабная картина, состоящая из важных элементов. Каждый элемент встраивается в общую картину и формирует профессиональную позицию.

✓ Осознали свои мотивы в профессии – стали целостнее, устойчивее, сильнее как профессионал.

✓ Осознали свои ценности – встроили еще один кирпичик в фундамент своей профессиональной позиции.

✓ Осознаете, принимаете свои возможности и ограничения как специалист – еще больше укрепились.

И тогда получается, что крепнет уверенность в себе. Клиенту рядом с таким специалистом уверенно, безопасно, ценно. В таких условиях работа выстраивается грамотно.

Как же формируется профессиональная позиция?

На мой взгляд тоже с разных сторон:

· Обучающая среда. Профессиональная позиция начинает формироваться в рамках обучения профессии. Этика психолога, правила и границы оказания помощи, профессиональное самосознание – это начало.

· Воспитание, жизненный опыт, уровень зрелости личности будущего специалиста.

· Мотивация выбора. Какую цель (осознанно и неосознанно) преследует специалист. То, что мы не осознаем и является бессознательными мотивами важно прояснять. Задавать себе вопросы, исследовать себя.

· Опять же ценности специалиста.

· Личная проработанность

Два аспекта профессиональной позиции  психолога.

Все факторы, которые влияют на качество и глубину работы психолога, составляя профессиональную позицию, я бы разделила на две группы:

· внутренние

· внешние.

Внутренние аспекты.

К ним относится: этика, правила и законы, по которым работает психолог, обучение профессии, профессиональный рост – мы поговорим в следующий раз.

Сегодня коснемся внутренних аспектов. Того, что влияет на позицию специалиста и всегда присутствует в работе с клиентом.

Главный инструмент психолога — его личность. Внутренние личностные характеристики, качества, мотивы очень сильно влияют на работу с клиентом.

Поэтому так много внимания уделяется вопросам личной проработанности специалиста, пониманию им своих мотивов, по которым была выбрана профессия. Ценности, отношение к своему собственному развитию, понимание роли своего влияния на клиента – это все будет формировать отношение специалиста к себе, к клиенту, к тому, как выстраивается терапевтический процесс.

→ Вопросы, ответ на которые должен быть у каждого специалиста:

· Зачем я выбрал(а) именно эту профессию?

· Что я могу дать клиенту?

· К чему я стремлюсь как человек?

· Какой жизненный опыт имею?

· На какие ценности опираюсь?

Например, мотивация быть психологом может быть очень различна:

Один выбирает для себя «модную»/«престижную» профессию, чтобы зарабатывать много денег, иметь свободный график и возможность выбирать тех, с кем хочет работать.

Другой идет в профессию помогать. Встает вопрос в чем помогать: продолжать опираться на чужое мнение (и тогда клиент будет должен выполнять то, что говорит психолог) или помогать клиенту научиться брать на себя ответственность, учиться принимать свои собственные решения, учиться справляться с последствиями тех или иных решений, в том числе и ошибочных…

Собственная мотивация и понимание своей роли в работе с клиентом уже формирует тот или иной результат взаимодействия терапевта и клиента. Уже прослеживается профессиональная позиция.

Мотивом прихода в профессию может быть и желание разобраться с собой, познать себя. Хорошая ли это мотивация? Будет ли она мешать терапевтическому процессу? Опять же зависит от осознанности специалиста.

Юнг говорил об архетипе Раненного целителя. Что для того, чтобы исцелять, нужна рана. Психолог исследует свою рану и получает ответ на вопрос, как можно в исцеление этого вопроса помогать другим. И когда это происходит в такой постановке вопроса: помогаю себе, исследую, изучаю, ищу способы и варианты помощи, то это все будет работать на сильную профессиональную позицию специалиста.

Одновременно с этим, если не осознавать своей «раны», своих слабостей и мотивов, можно ведь и за счет клиента «лечиться». Например, чтобы чувствовать себя хорошо, специалисту нужно иметь власть над другим, самоутверждаться за счет другого. И тогда речь не об исследовании. Тогда речь об использовании, манипуляции. Ведь такую позицию мы тоже видим на рынке: «У моих клиентов очень крутые результаты. Я им говорю, что с ними не так, советую, как поступать и что делать и у них все налаживается!» Но профессионально ли это? Кто в этом вопросе выигрывает, кроме самого «психолога», который работает, чтобы удовлетворить свои потребности во всемогуществе?

Поэтому для психолога вопросы понимания: себя, своих мотивов, осознание ценностей, ожиданий от выбранной деятельности, эмоциональных реакций, понимание того, что выбранная профессия – это постоянная работа над собой, долгосрочное развитие в профессии – это важно. От этого всего зависит результат нашего клиента.

И да. Мы от этого тоже выигрываем. Такая про-активная позиция не может не сказываться на нашей собственной жизни.

Происходило ли у вас знакомство с собой через причины и ценности выбора профессии, через осознание роли вашей личности в процессе работы с клиентом?

Во время обучения на большом курсе в моей Школе  у студентов складывается много «пазлов» профессиональной позиции.Это и личностный рост, и работа со своим Раненым целителем, осознание внутренних ценностей, умение работать с позиции «наблюдателя» и т.д. И после этого, как сказала наша студентка «ни один клиент не страшен. Я всегда смогу найти подход и организовать терапевтический процесс».

Внешние аспекты.

К внешним факторам я бы отнесла:

✓ Законодательная база

✓ Этический кодекс психолога

✓ Профессиональные сообщества

✓ Нормы и правила работы с клиентом.

В разных подходах это могут быть разные позиции специалиста относительно правил. Например, в гештальт-терапии принято с клиентом общаться на «ты». А в рамках психоаналитического подхода — это будет нарушением профессиональной позиции.

Большую роль на формирование профессиональной позиции оказывает среда обучения. Однажды выпускница 1 потока «Школы практикующего психолога» через 2 года после окончания обучения, сказала мне в диалоге: «Большое спасибо, что задали высокую планку в вопросах формирования границ в отношениях с клиентом!»

Это как раз про то, что нам важно видеть будучи в обучении: как нужно выстраивать отношения с клиентом, моделировать опыт более опытного коллеги. Встраивать этот опыт в свою работу.

Когда происходит обучение теории, то все, что можно дать специалисту — это почитать этический кодекс, ознакомиться с законодательной базой.

Обучение через практику дает возможность увидеть и смоделировать опыт практикующего специалиста. Сразу получить вИдение, как это должно быть, попрактиковаться в учебном пространстве и уже уверенно перенести этот опыт в реальную работу с клиентами.

В атмосфере практического обучения у специалиста начинает формироваться Наблюдающее Я и Чувствующее Я.

Есть возможность учиться одновременно смотреть со стороны (и видеть, что происходит, не включаясь эмоционально в контекст происходящего) и наблюдать за своими чувствами (не погружаясь в них тотально, но учитывая их в своей работе).

В обучающей среде мы рассматриваем терапевтический процесс с разных точек зрения. С позиции терапевта, с позиции клиента, обучаясь многослойно и многомерно учитывать все, что нам известно о клиенте. Научаясь задавать вопросы, которые проясняют ситуацию и для себя и для клиента. Все это и формирует профессиональную позицию специалиста, опираясь на которую работа с клиентом становиться очень глубокой, эффективной, качественной.

В формирование профессиональной позиции можно включить и умение совершать ошибки и делать выводы на их основе. Профессиональная позиция, на мой взгляд, включает в себя:

● понимание, что ошибки неизбежны, но на них можно учиться и всегда есть возможность в работе с клиентом их исправить.

● умение признавать свои промахи, иногда бывает целительным делиться своими переживаниями и в этом важно уметь быть честным.

● умение говорить и обсуждать непростые темы и вопросы с клиентами.

● профессиональная позиция, на мой взгляд, включает в себя в том числе и понимание, что терапия — это не «легкая прогулка», когда клиенту удобно и спокойно, а терапевт чувствует себя магом и волшебником. Часто это тернистый путь, включающий в себя сложные переживания, сопротивление, неудовлетворенность процессом и т.п.

● умение видеть многогранно и объемно процессы, происходящие с клиентом. Анализировать происходящее.

Профессиональная позиция — это умение не решать за клиента, не навешивать на него свои собственные проекции, выводы, умозаключения. И это про уважение к клиенту.

Все эти аспекты не формируются сразу. Но постепенно начинает закладываться база, на которую специалист опирается в своей работе. Это фундамент.

В свое время очень многие кирпичики этого фундамента мне приходилось собирать самой.

Создавая «Школу практикующего психолога» в основу я закладывала как раз наработку профессиональной позиции студентами. Через практический опыт, через внутреннюю трансформацию сформировать базу для работы с клиентами в виде профессиональной, четкой, ясной позиции.