Именно она помогает избежать выгорания, дает: с одной стороны, чувство защищенности, с другой, огромный ресурс для работы.
Кто-то считает, что к психологу идут за поддержкой и трудной ситуации и специалист должен быть мягким и понимающим. Другое мнение противоположное — жесткие границы, отстраненность и даже холодность.
И то и другое крайности. Есть понятие — «профессиональная позиция», которая помогает выстраивать правильные взаимоотношения с клиентом.
Как это вижу я:
Во-первых, это умение не скатываться в “спасательство” и желание “причинять добро”. Когда есть эта опора, то перестают мучить вопросы о том, что можно ли помогать за деньги и как не брать всех подряд, ведь психология ваше призвание.
Это выстраивание ваших профессиональных границ, понимание ценности себя, как специалиста и умение разделять ответственность за результат с клиентом.
Во-вторых, не решать за клиента его проблему, а помогать решить ее вместе. При этом укрепляя веру клиента в его силы и в его возможности.
Б. Хеллингер красноречиво пишет: в профессиональной помощи помогать, прежде всего, значит, помогать развиваться и расти. Подумайте, сколько клиентов остановились в своем росте, потому что они, возможно, слишком положились на вас?
В-третьих, профессия психолога включает в себя не только знания и навыки, но и вашу личность. Ваши качества становятся частью профессиональных качеств вас, как специалиста.
Когда я слышу, что “мне достаточно” или “клиент не повторит мой опыт” , я понимаю, что человек остановился в развитии. Он навсегда обречен работать в песочнице, т.к. не сможет пойти глубже и решать глобальные проблемы клиента.
Что же такое «профессиональная позиция»:
- широта взглядов и независимость суждений
- уверенность в собственных силах
- готовность к контактам и умение их поддерживать
- адекватная самооценка
- умение решать свои собственные проблемы, чтобы они не влияли на профессиональную деятельность
- умение держать границы, но не быть «над клиентом»
- умение быть нейтральным и непредвзятым, но не отстраненным и безразличным
- уметь следовать за клиентом
- способность сохранять эмоциональное самообладание при общении
- стремление к познанию себя и других, чем больше человек познает самого себя, тем терпимее он относится к другим
- осознание границ своей профессиональной компетенции
- повышенное чувство ответственности за свои действия, слова
- способность предвидеть последствия каждого отдельного поступка или поведения в целом.
Невозможно выработать профессиональную позицию читая книжки и получая теоретические знания.
Это навык. Это практика. Это опыт работы. Это сложные случаи. Это профессиональный рост. Это личная терапия. Это процесс, который сопровождает вашу деятельность.
Чем больше специалист уделяет внимания этим вопросам, тем компетентнее он становится. Тем более высококвалифицированной и экологичной становится помощь.
Большая статья об аспектах профессиональной позиции здесь